Консолидация рынка металлоторговли Санкт-Петербурга

12.04.2013
11 апреля директор петербургского филиала ЗАО "Металлокомплект-М" Бенглянц Арсен Михайлович выступил с докладом
"Консолидация рынка металлоторговли Санкт-Петербурга" на круглом столе «Металлопрокат и трубы для строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области», организованном Российским союзом поставщиков металлоторговли. Круглый стол проходил в рамках строительного форума "Интерстройэкспо". С текстом доклада можно ознакомиться ниже.

 

Консолидация рынка металлоторговли Санкт-Петербурга


За последние 10 лет рынок металлопроката вообще и северо-западного региона в частности претерпел довольно существенные изменения, которые коснулись, в буквальном смысле, всего и видоизменили саму его идею. На начало 2000 г. рынок представлял собой большое количество металлоторговых компаний по всей стране. Размеры и степень влияния этих компаний определялись многими факторами. Происхождение этих компаний так же было весьма разнообразным: локальные торговцы (представленные в одном городе), небольшие региональные сети, мини торговые дома комбинатов, московские торговые сети, столичные торговые компании, комбинировавшие перекупку и складскую деятельность.
 
В тот период не было по-настоящему значительных, с точки зрения влияния на спотовый рынок, компаний, и распределение долей в каждом конкретном регионе определялось субъективными причинами, в основном временем выхода на рынок и административным ресурсом. Санкт-Петербург не был исключением и в докризисный период ситуация менялась несколько раз.

С учетом уже существующего рынка мы делим металлоторговлю на несколько групп
(при этом в анализе мы не учитываем те металлоторговые компании, которые закупают металл у других участников рынка, а не у производителей, так как они не оказывают влияния на рыночную ситуацию):

-сбытовые структуры металлургических комбинатов (торговые дома);
-крупные сетевые металлотрейдеры;
-крупные локальные компании (с оборотом более 5% рынка),
-остальные (с оборотом менее 5% рынка)

Картина распределения долей рынка в 2003 году выглядела следующим образом:

Более 50% рынка в то время занимали локальные компании. Из них можно выделить около 10 крупных компаний, которые оказывали влияние на рынок. Но лидирующие позиции на рынке принадлежали трем сетевым компаниям. Им суммарно принадлежала почти треть всего рынка. Влияние сбытовых структур комбинатов на рынок было незначительным.
В период 2003 – 2008 годы произошло сильное укрупнение сетевых компаний, как с точки зрения развития филиальной сети, так и с точки зрения долей рынка. А во второй половине этого периода, вероятно впечатленные успехами «сетевиков», в активную борьбу за рынок включились торговые дома комбинатов.

Динамика изменения структуры рынка металлоторговли Санкт-Петербурга в 2003-2008 годах


Основные тенденции этого периода:
- Укрупнение сетевых компаний
- Торговые дома включились в борьбу за рынок
- Общий прирост емкости рынка - более 50% экстенсивный рост
Как правило, рост продаж, в тот период, был сопоставим с ростом рынка. В целом за пять лет (2003-2008 годы), рост емкости рынка составил более 50%. При таком увеличении объема рынка металлотрейдеры могли позволить себе развиваться экстенсивно (за счет роста рынка), поэтому конкурентная борьба была не слишком обостренной.
-Учитывая большую долю рынка локальных торговцев, именно их доля подверглась перераспределению.
При этом на разных сегментах рынка передел рынка происходил по-разному.
Динамика изменения структуры рынка сортового и фасонного проката Санкт-Петербурга в 2003-2008 годах

Тенденции на рынке сортового и фасонного проката:
-Экспансия торговых домов комбинатов
- Перераспределение доли сетевых компаний в пользу торговых домов
- Рост емкости рынка и рост объемов продаж всех участников рынка
Динамика изменения структуры рынка листового проката в 2003-2008 годах

На рынке горячекатаного листа произошло перераспределение долей локальных игроков в пользу сетевых компаний. Доля локальных игроков снизилась с 65% (2003-2004 года) до 45% в 2008 году.
Динамика изменения структуры рынка оцинкованного проката в 2003-2008 годах


Тенденции:
-На рынке оцинкованного проката наблюдалось явное господство локальных игроков
-Сетевые компании существенно увеличили свое присутствие на рынке
Структура рынка металлоторговли Санкт-Петербурга в 2008 году


Количество по группам:
Торговые дома – 5
Сетевые компании – 9
Крупные локальные игроки - 2

Итого за 2003 - 2008 годы:
-Торговые дома увеличили долю на 11%
-Сетевые компании увеличили долю на 12%
-Локальные игроки потеряли 23% рынка.
Кризис 2008 года в очередной раз изменил структуру металлоторговли Санкт-Петербурга и сильно поспособствовал консолидации рынка.
С одной стороны кризис неплатежей поставил под угрозу существование многих торговых компаний, с другой, снижение объемов потребления привело к обострению профицитности рынка и как следствие обострению ценовой конкуренции. Таким образом, в создавшихся условиях выживали более крупные и развитые системы или товаропроводящие сети, остававшиеся «последней надеждой» комбинатов и датируемые любой ценой к продвижению товара.
На первом этапе передел рынка коснулся в основном доли некрупных локальных игроков и происходил менее бескровно, с точки зрения маржинальности, но далее с усилением позиций каждого конкретного игрока конкуренция обострялась и к ценовой добавилась финансовая (кредитная).
Изменение структуры рынка металлоторговли Санкт-Петербурга в 2008-2012 годах


- В кризис доля торговых домов выросла на 15%.
- Сетевые компании, потеряв во время кризиса 13% рынка, постепенно увеличивают свое присутствие на рынке, но все ещё не достигли докризисного уровня.
- Доля локальных игроков продолжает снижаться (за 5 лет снижение составило 10% рынка)
Динамика изменения структуры рынка по сегментам в 2009-2012 годах:
Динамика изменения структуры рынка сортового и фасонного проката Санкт-Петербурга в 2008-2012 годах


Тенденции:
-Во время кризиса торговые дома увеличили объем продаж увеличили долю рынка с 29% до 40%.
-Сетевые игроки, потеряв значительную часть рынка в период кризиса, отвоевали обратно свою долю и очень активно конкурируют на рынке.
-Локальные компании продолжили терять долю рынка.
Динамика изменения структуры рынка листового проката в 2008-2012 годах


Тенденции:
- Вытеснение локальных игроков торговыми домами.
- Сетевые компании при этом сохраняли свою долю.
Динамика изменения структуры рынка оцинкованного проката в 2008-2012 годах


Тенденции:
- Локальные трейдеры остаются лидирующими игроками рынка.
- Торговые дома значительно увеличили свое присутствие на рынке.
Структура рынка металлоторговли
Санкт-Петербурга в 2012 году


Количество игроков по группам:
Торговые дома – 5
Сетевые компании – 10
Крупные локальные игроки – 2
Итого за 2008-2012 годы:
- Торговые дома увеличили долю на 16%
- Сетевые компании снизили долю на 6%
- Локальные игроки потеряли 10% рынка.


На фоне такой картины депрессивный рынок текущего периода характеризуется крайне низкими наценками (за пределами окупаемости).




А так же, неоправданно высокой долей кредитования при неоправданно малом обеспечении со стороны дебиторов.
На сегодняшний день, по нашим экспертным оценкам размер кредита к обороту товара составляет не менее 80 %. В абсолютном выражении это минимум 2 миллиарда рублей, на которые металлоторговля кредитует строительный и промышленный сектор. Как ни грустно, но не просто не зарабатывая при этом, а еще и терпя убытки в связи с серьезными нарушениями сроков оплаты со стороны потребителей.


Учитывая непростую ситуацию в мире и России, можно предположить, что профицитность рынка сохранится еще довольно значительное время. Сложившееся соотношение сил на рынке так же позволяет сделать вывод, что в случае, если оставшиеся крупные игроки не умерят свои амбиции по завоеванию рынка, то о доходности бизнеса можно забыть, поскольку именно между ними сегодня разворачивается борьба за рынок.
Единственный способ в такой ситуации сохранить рыночное равновесие и не превратить торговлю в работу ради работы это крайне аккуратно подходить к планированию сбыта и соответственно наполнения склада. При планировании года главным образом руководствоваться не собственными амбициями, а реальными условиями рынка и прогнозом его прироста.